Магистерская образовательная программа

Технологическое предпринимательство

По оценкам экспертов, наукоемкий бизнес – это наиболее динамично развивающийся сектор в России в целом, а в Томской области особенно. Программа «Технологическое предпринимательство» направлена на подготовку специалистов, владеющих инженерным делом, способных оценить рыночную перспективу нового продукта, организовать научные и опытно-конструкторские работы, его производство и продажу. Выпускник программы получит не только компетенции в области коммерциализации научной разработки, но и возможность создать свой стартап и окунутся в атмосферу предпринимательской деятельности в стартап-студии Школы инженерного предпринимательства.

подача документов
онлайн с 1 февраля 2023 г.
форма обучения
очная (в вечернее время)
направление
27.04.05 инноватика
Подайте заявку на обучение
и получите памятку абитуриента
бюджетных мест
14
продолжительность
2 года
памятка первокурсника
Скачайте после подачи заявки
Формат обучения

Кроме изучения основных дисциплин программы «Технологическое предпринимательство» каждый студент сможет принять участие в проектной деятельности разного формата и даже выбрать собственный трек обучения:

  • В первом семестре проектная деятельность будет направлена на развитие компетенций в области маркетинговой аналитики и Customer Development, в формате групповой проектной работы по кейсам компаний-заказчиков, либо по кейсам, предложенными студентами
  • Во втором семестре у студентов будет возможность выбрать трек проектной работы вне зависимости от образовательной программы. Данные треки будут связаны с проектированием бизнес-процессов и управлением проектами по разработке цифровых моделей и двойников; таргетной и контекстной рекламой; предиктивной аналитикой и аналитикой бизнес-процессов; созданием стартапа и коммерциализацией технологий
  • В третьем семестре проектная деятельность будет реализована по выбору студента в рамках профиля программы «Технологическое предпринимательство»
Выпускник может претендовать на вакансии
  • технологического предпринимателя
  • технологического брокера
  • менеджера по развитию инновационных проектов
  • руководителя отдела НИОКР
  • руководителем собственного стартапа
~ 80 000
рублей средняя зарплата
бизнес-консультанта
в России
(по данным hh.ru)
Дисциплины
магистерской программы
Современные практики управления
2 часа
Лекции
32 часа
Практика
88 часов
Самостоятельная
работа
Подготовка к организации и управлению инновационными проектами и высокотехнологичными предприятиями в целом.
Содержание дисциплины
Сущность стратегического управления. Цель и миссия в стартапах. SMART – критерии. Внешняя среда организации. Факторы макро и микро среды. PESTLE анализ. Влияние товаров заменителей. Рыночная «власть» поставщиков и клиентов. Анализ ключевых факторов успеха. Цепочка ценностей Портера. Оценка финансового состояния компании. Предпринимательство. Коммерциализация. Стадии разработки нового товара. Привлечение внешнего капитала. Методологии PRINCE2, Kanban, P2M, Lean start-up.
Маркетинговые исследования
8 часов
Лекции
40 часов
Практика
60 часов
Самостоятельная
работа
Содержание дисциплины
Анализ рынка. Роль маркетинга в реализации инновационных проектов. Маркетинговый анализ. Методология и методы маркетинговых исследований. Стратегический маркетинг и анализ потребителей. Конкурентный анализ. Конкурентная разведка и бенчмаркинг. Проектирование маркетинговой политики. Реализация маркетинговой политики. Маркетинговые метрики. Психология продаж.
Развитие предпринимательского мышления
16 часов
Лекции
16 часов
Практика
76 часов
Самостоятельная
работа
Уникальный курс по развитию предпринимательского мышления как основы формирования предпринимательских компетенций.
Содержание дисциплины
Коммуникация в предпринимательской среде. Обратная связь с потребителями. Маркетинг и личный бренд. Коммуникация в команде. Навыки презентации. Генерация идей. Гибкость мышления и поведения. Креативность и методы её развития. Дизайн-мышление в предпринимательских проектах. Целеустремлённость и её структура. Методы постановки целей. Инструменты управления временем. Планирование и управление планами. Принятие решений в условиях неопределенности. Методы развития критического мышления. Личные риски предпринимателя.
Управление технологическими проектами
8 часов
Лекции
24 часа
Практика
76 часов
Самостоятельная
работа
Подготовка специалистов, способных разрабатывать план и программу создания продвижения продукта, проводить аудит и анализ бизнес-процессов, выполнять маркетинговые исследования.
Содержание дисциплины
Современные принципы и подходы в управлении проектами. Предпроектный анализ и построение бизнес-моделей, инструменты разработки проекта, технологии оперативного управления проектами на основе принципов Agile. Управление проектными рисками.
Оценка эффективности предпринимательских проектов
8 часов
Лекции
24 часа
Практика
76 часов
Самостоятельная
работа
Подготовка к оценке потенциала и эффективности инновационного проекта на основе финансовых моделей
Содержание дисциплины
Принципы и методы расчета затрат на реализацию проекта, разработки. Понятие инвестиций, субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Источники финансирования инвестиций. Прогнозирование денежных потоков и расчет потребности в краткосрочном финансировании. Оценка критериев эффективности инвестиций. Эффективность инвестиционного проекта для разных участников. Анализ чувствительности проекта. Создание финансовых моделей. Адаптирование финансовых моделей в соответствии с вводными данными для моделирования. Анализ финансовых моделей, выявление ограничений и допущений. Интерпретация результатов. Выявление рисков.
HR в стартапе
8 часов
Лекции
16 часов
Практика
84 часа
Самостоятельная
работа
Подготовка к управлению человеческими ресурсами в стартапе.
Содержание дисциплины
HR-цикл в стартапе. Планирование кадров в стартапе. Подбор кадров стартапа: источники, инструменты, проблемы. Эффективные инструменты отбора кадров стартапа. Организация совместной работы на различных этапах развития стартапа. Командообразование и навыки совместной работы. Распределение обязанностей между сотрудниками стартапа (матрица RACI). Поддержание заинтересованности сотрудников стартапа. Типы мотивации в стартапе. «Краткосрочные» и «долгосрочные» мотивы. Психологический комфорт и атмосфера. Конфликты среди сотрудников стартапа: виды, этапы, причины возникновения, порядок урегулирования. Сбалансированная система ценностей сотрудников стартапа. Самоконтроль и самоорганизация сотрудников стартапа.
Финансовые инструменты технологических рынков
24 часа
Практика
76 часов
Самостоятельная
работа
Подготовка к поиску и привлечению инвестиций в инновационные проекты.
Содержание дисциплины
Технологические рынки как часть экономики. Понятие и виды финансовых инструментов технологических рынков. Венчурные фонды. Федеральное и региональное финансирование. Схема работы венчурного фонда. Рынка инвестиций на этапе стартапов: бизнес-ангелы, краудфандинг. Зарубежный опыт венчурного финансирования: Европейский рынок венчурных инвестиций. Венчурные инструменты в США. Финансирование стартапов в Китае. Отечественный опыт. Условия привлечения финансирования: объемы, на какой источник целесообразно ориентироваться в разных проектах. Опыт фонда содействия инноваций.
Информационные технологии и математические методы в управлении
8 часов
Лекции
24 часа
Практика
84 часа
Самостоятельная
работа
Подготовка к применению современных информационных технологий в управлении.
Содержание дисциплины
Анализ влияния постановки задачи математической статистики на Применения случайных величин в информационных технологиях. Оценка статистических показателей, разработка стратегии. Методика и этапы регрессионного анализа, инструменты диагностики. Виды моделей, применяемых при принятии решения. Информационные ограничения. Основные представления о статической задаче оптимизации. Инструментальные переменные и параметры математической модели. Критерий выбора решения и целевая функция. Характеристики эффективных целей. Принятие решений в условиях определенности, неопределенности и риска.
Оценка стоимости бизнеса
16 часов
Лекции
16 часов
Лабораторные
работы
76 часов
Самостоятельная
работа
Подготовка к оценке стоимости для продажи инновационного бизнеса.
Содержание дисциплины
Понятие предмета оценки, установление взаимосвязи между субъектами и целями проведения оценки. Виды стоимости, стандарты оценки. Выбор подхода к оценке бизнеса на основе используемых исходных данных. Затратный (имущественный) подход к оценке стоимости бизнеса: метод чистых активов, метод избыточной прибыли, учет стоимости «гудвилл», ликвидационная стоимость. Доходный подход: метод прямой капитализации, метод дисконтированных денежных потоков. Рыночный подход: метод рынка капитала; метод сделок; метод отраслевых коэффициентов.
Современные практики управления
2 часа
Лекции
32 часа
Практика
88 часов
Самостоятельная
работа
Подготовка к организации и управлению инновационными проектами и высокотехнологичными предприятиями в целом.
Содержание дисциплины
Сущность стратегического управления. Цель и миссия в стартапах. SMART – критерии. Внешняя среда организации. Факторы макро и микро среды. PESTLE анализ. Влияние товаров заменителей. Рыночная «власть» поставщиков и клиентов. Анализ ключевых факторов успеха. Цепочка ценностей Портера. Оценка финансового состояния компании. Предпринимательство. Коммерциализация. Стадии разработки нового товара. Привлечение внешнего капитала. Методологии PRINCE2, Kanban, P2M, Lean start-up.
8 часов
Лекции
40 часов
Практика
60 часов
Самостоятельная
работа
Содержание дисциплины
Анализ рынка. Роль маркетинга в реализации инновационных проектов. Маркетинговый анализ. Методология и методы маркетинговых исследований. Стратегический маркетинг и анализ потребителей. Конкурентный анализ. Конкурентная разведка и бенчмаркинг. Проектирование маркетинговой политики. Реализация маркетинговой политики. Маркетинговые метрики. Психология продаж.
Развитие предпринимательского мышления
16 часов
Лекции
16 часов
Практика
76 часов
Самостоятельная
работа
Уникальный курс по развитию предпринимательского мышления как основы формирования предпринимательских компетенций.
Содержание дисциплины
Коммуникация в предпринимательской среде. Обратная связь с потребителями. Маркетинг и личный бренд. Коммуникация в команде. Навыки презентации. Генерация идей. Гибкость мышления и поведения. Креативность и методы её развития. Дизайн-мышление в предпринимательских проектах. Целеустремлённость и её структура. Методы постановки целей. Инструменты управления временем. Планирование и управление планами. Принятие решений в условиях неопределенности. Методы развития критического мышления. Личные риски предпринимателя.
8 часов
Лекции
24 часа
Практика
76 часов
Самостоятельная
работа
Подготовка специалистов, способных разрабатывать план и программу создания продвижения продукта, проводить аудит и анализ бизнес-процессов, выполнять маркетинговые исследования.
Содержание дисциплины
Современные принципы и подходы в управлении проектами. Предпроектный анализ и построение бизнес-моделей, инструменты разработки проекта, технологии оперативного управления проектами на основе принципов Agile. Управление проектными рисками.
8 часов
Лекции
24 часа
Практика
76 часов
Самостоятельная
работа
Подготовка к оценке потенциала и эффективности инновационного проекта на основе финансовых моделей
Содержание дисциплины
Принципы и методы расчета затрат на реализацию проекта, разработки. Понятие инвестиций, субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Источники финансирования инвестиций. Прогнозирование денежных потоков и расчет потребности в краткосрочном финансировании. Оценка критериев эффективности инвестиций. Эффективность инвестиционного проекта для разных участников. Анализ чувствительности проекта. Создание финансовых моделей. Адаптирование финансовых моделей в соответствии с вводными данными для моделирования. Анализ финансовых моделей, выявление ограничений и допущений. Интерпретация результатов. Выявление рисков.
8 часов
Лекции
16 часов
Практика
84 часа
Самостоятельная
работа
Подготовка к управлению человеческими ресурсами в стартапе.
Содержание дисциплины
HR-цикл в стартапе. Планирование кадров в стартапе. Подбор кадров стартапа: источники, инструменты, проблемы. Эффективные инструменты отбора кадров стартапа. Организация совместной работы на различных этапах развития стартапа. Командообразование и навыки совместной работы. Распределение обязанностей между сотрудниками стартапа (матрица RACI). Поддержание заинтересованности сотрудников стартапа. Типы мотивации в стартапе. «Краткосрочные» и «долгосрочные» мотивы. Психологический комфорт и атмосфера. Конфликты среди сотрудников стартапа: виды, этапы, причины возникновения, порядок урегулирования. Сбалансированная система ценностей сотрудников стартапа. Самоконтроль и самоорганизация сотрудников стартапа.
24 часа
Практика
76 часов
Самостоятельная
работа
Подготовка к поиску и привлечению инвестиций в инновационные проекты.
Содержание дисциплины
Технологические рынки как часть экономики. Понятие и виды финансовых инструментов технологических рынков. Венчурные фонды. Федеральное и региональное финансирование. Схема работы венчурного фонда. Рынка инвестиций на этапе стартапов: бизнес-ангелы, краудфандинг. Зарубежный опыт венчурного финансирования: Европейский рынок венчурных инвестиций. Венчурные инструменты в США. Финансирование стартапов в Китае. Отечественный опыт. Условия привлечения финансирования: объемы, на какой источник целесообразно ориентироваться в разных проектах. Опыт фонда содействия инноваций.
8 часов
Лекции
24 часа
Практика
84 часа
Самостоятельная
работа
Подготовка к применению современных информационных технологий в управлении.
Содержание дисциплины
Анализ влияния постановки задачи математической статистики на Применения случайных величин в информационных технологиях. Оценка статистических показателей, разработка стратегии. Методика и этапы регрессионного анализа, инструменты диагностики. Виды моделей, применяемых при принятии решения. Информационные ограничения. Основные представления о статической задаче оптимизации. Инструментальные переменные и параметры математической модели. Критерий выбора решения и целевая функция. Характеристики эффективных целей. Принятие решений в условиях определенности, неопределенности и риска.
16 часов
Лекции
16 часов
Лабораторные
работы
76 часов
Самостоятельная
работа
Подготовка к оценке стоимости для продажи инновационного бизнеса.
Содержание дисциплины
Понятие предмета оценки, установление взаимосвязи между субъектами и целями проведения оценки. Виды стоимости, стандарты оценки. Выбор подхода к оценке бизнеса на основе используемых исходных данных. Затратный (имущественный) подход к оценке стоимости бизнеса: метод чистых активов, метод избыточной прибыли, учет стоимости «гудвилл», ликвидационная стоимость. Доходный подход: метод прямой капитализации, метод дисконтированных денежных потоков. Рыночный подход: метод рынка капитала; метод сделок; метод отраслевых коэффициентов.
Выпускная работа
СТАНЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ В ОБЛАСТИ НАУКОЕМКОГО БИЗНЕСА И ИНЖЕНЕРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА!
Студенты имеют возможность защищать дипломы в виде стартапов. Впервые в ТПУ стартапы вместо дипломных проектов выпускники защитили в 2017 году — это были магистранты, прошедшие обучение по программе «Предпринимательство в инновационной деятельности». Студенты инженерных направлений подготовки получили такое право с 2019 года. ТПУ первым в Сибири запустил подобную практику.
Свои дипломные работы студенты готовят под кураторством преподавателей своей инженерной школы, а также экспертов из Школы инженерного предпринимательства ТПУ, которые помогают прорабатывать план коммерциализации предложенных студентами технических решений. Согласно новому формату защиты, в их выпускных работах раздел «Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение» заменен на раздел «Концепция стартап-проекта».
«Таким новшеством мы пытаемся приучить студента-инженера и его научного руководителя задумываться, может ли их разработка быть применима на рынке», — руководитель Школы инженерного предпринимательства ТПУ Осадченко Александр Александрович.
Подайте заявку на обучение
и получите памятку абитуриента
бюджетных мест
14
продолжительность
2 года
памятка первокурсника
Скачайте после подачи заявки
Программа нацелена на получение компетенций
Анализ
способность критически анализировать современные проблемы инноватики, ставить задачи, выбирать соответствующие методы решения, и разрабатывать программу исследования, интер- претировать, представлять и применять полу- ченные результаты, прогнозировать тенденции научно-технического развития
Разработка
способность выбрать или разработать технологию осуществления и коммерциализации резу- льтатов научного исследования и разработок
Решение задач
способность найти оптимальные решения при создании новой наукоемкой продукции с учетом требований качества, стоимости, сроков испол- нения, конкурентоспособности и экологической безопасности
Нестандартное мышление
способность использовать знания из различных областей науки и техники, проводить системный анализ возникающих профессиональных задач, искать нестандартные методы их решения, ис- пользовать информационные ресурсы и совре- менный инструментарий для решения, прини- мать в нестандартных ситуациях обоснованные решения и реализовывать их
Штатные преподаватели и эксперты-практики
Как проходит обучение
1
Теория
Лекции «без воды» от преподавателей - практиков
2
Практика
Благодаря интерактивным педагогическим технологиям и погружению в предпринимательскую среду наши студенты проходят практическую подготовку по созданию и внедрению инноваций, запуску новых продуктов и генерации стартапов для различных сфер экономики
3
Сопровождение
Консультации и поддержка в вопросах запуска стартапов и работы над проектами различной направленности
4
Карьера
Трудоустройство в организации, использующие наукоемкое производство, органы государственной власти и общественные организации, НИИ, отделы инновационного развития, маркетинговые службы и т.д.
Отзывы
Стратегические партнёры программы
Оставьте заявку и получите памятку абитуриента